Экс-капитан «Манчестер Юнайтед» Гари Невилл в минувшую среду объявил о завершении игровой карьеры. После 19 лет выступлений за единственный клуб он принял решение повесить бутсы на гвоздь, не дожидаясь окончания сезона. О причинах такого поворота событий, клубном патриотизме и яростном противостоянии Невилла-старшего с «Ливерпулем» — в материале Sportbox.ru
Ожидаемо, но неожиданно
Было бы неверно утверждать, что решение 35-летнего защитника стало большим откровением. Экс-капитан «Манчестер Юнайтед» так и не смог полноценно вернуться в строй после полученной в марте 2007 года травмы в матче с «Болтоном» и с тех пор всё реже выходил на поле. В нежелании футболиста оставаться на скамейке запасных до конца сезона нет ничего удивительного. Всё что можно было выиграть на клубном уровне, ему уже покорилось, а пополнять личную статистику достижений за счёт других — мотивация весьма сомнительная. Да и сентиментальным назвать Невилла язык не повернётся, хотя в трепетном отношении к идеалам ему не откажешь.
Впрочем, существует и другая версия, согласно которой «лучший правый защитник своего поколения» (такую характеристику дал ему сэр Алекс Фергюсон) неспроста решил уйти именно сейчас. По информации Sportbox.ru уже этим летом в кадровой структуре «МЮ» могут произойти ощутимые перемены. Недоброжелатели утверждают, что в планах руководства в ней не было предусмотрено места для Невилла, во всяком случае, соответствующего его статусу. И дабы замять неизбежно возникшую бы в связи с этим неловкость, игрок решил повесить бутсы на гвоздь именно сейчас, а не спустя несколько месяцев. Однако, даже если всё обстоит именно так, вряд ли что-то в этой жизни способно развести Невилла и «Манчестер Юнайтед» по разные стороны баррикад.
Последний из могикан
Выражение «клубный патриотизм» звучит в последнее время всё чаще, но отнюдь не потому что явление это становится распространённым. Напротив, всякий раз, наблюдая за такими игроками как: Паоло Мальдини, Райан Гиггз, Пол Скоулз, Гарри Невилл — не можешь не отметить про себя, что уже с трудом припоминаешь клуб без этого игрока (если вообще в состоянии сделать это). Невилл оказался в академии «МЮ» в 1991-м и уже на следующий год заключил первый в карьере профессиональный контракт, не подозревая о том, что прописался в клубе без малого на 20 лет.
Он выходил на поле в форме «Юнайтед» более 600 раз — пятый показатель по количеству проведённых встреч за всю историю клуба. Вместе с Дэвидом Бэкхемом, Ники Баттом, Гиггзом, Скоулзом и братом Филом они составляли крепкий костяк молодой манчестерской поросли, с каждым годом обретая в клубе всё больший вес. Невилла-старшего вряд ли можно назвать самым талантливым в этой компании, но его лидерские качества, трудолюбие и спортивная агрессия послужили залогом грандиозных успехов. В составе «Манчестера» он становился многократным триумфатором премьер-лиги, неоднократным обладателем Кубка Англии и Кубка Лиги, выигрывал Лигу чемпионов.
Карьера в сборной оказалась не в пример скуднее на награды, единственным достижением англичан за последние 40 лет стала бронза домашнего чемпионата Европы 1996 года. Не являясь забивным защитником, в 85 встречах он ни разу не смог огорчить соперников сборной Англии, а вот автоголы в его исполнении случались дважды. Впрочем, это были всего лишь досадные случайности. Куда важнее, что в период с 1995 по 2007 годы он постоянно вызывался в звёздную национальную команду пятью (!) разными специалистами. 485 матчей за единственный клуб и сборную — общий итог карьеры Невилла — что же ещё считать мастерством, если ни стабильность на столь высоком уровне?
На грани фанатизма
Запредельное рвение, с которым Невилл-старший был готов защищать всё, что касалось «Манчестер Юнайтед», вдохновляло болельщиков «красных дьяволов» и в большинстве своём вызывало не менее крепкие чувства у соперников. Особенно люто Гари ненавидели поклонники «Ливерпуля» — самого принципиального противника «МЮ» в исторической ретроспективе. Фанаты слагали и распевали о братьях Невиллах нелицеприятные речевки, на «Энфилде» на них обрушивалась целая россыпь «домашних заготовок». Не гнушались и экспромтом. Гари же регулярное давал всё новые поводы для ненавести (которых уже, по сути, и не требовалось), раз за разом давая понять, что всё так или иначе связанное с Ливерпулем (не только клубом, между прочим), вызывало в нём жгучую неприязнь. А в январе 2006-го во время празднования гола Рио Фердинанда в ворота заклятого конкурента защитник оказался столь красноречив, что даже вынужден был заплатить штраф за неэтичное поведение.
В сентябре 2010-го в интервью The Guardian Невилл-старший пояснил, что с детства просто не мог оставаться равнодушным, когда «красные» выигрывали всё подряд, а его любимый «МЮ» переживал не лучшие времена. И даже, (о, чудо!) наверное, впервые проявил терпимость по отношению к заклятому «врагу»: «Я больше уважаю „Ливерпуль" за его традиции и историю, чем некоторые другие клубы, появившиеся в последнее время на сцене за счёт вбрасывания денежных тонн. У „Ливерпуля" не отнять его славной истории».
А чего стоит эпизод сезона 2002/2003, когда, выходя на дерби с «Манчестер Сити», Невилл отказался пожать руку бывшему партнёру по команде Петеру Шмейхелю, с которым ещё каких-то три года назад они праздновали победу в Лиге чемпионов? Тем не менее, датчанин пусть и транзитом через «Спортинг» и «Астон Виллу» оказался в итоге в «неприятельских» цветах…
И всё же нейтрального болельщика в Гари Невилле не могли не подкупить его прямота и честное отношение к делу. Вместе с объявлением о завершении карьеры 35-летнего игрока ушла частичка целой эпохи. Ещё один представитель звёздного «МЮ» рубежа веков повесил бутсы на гвоздь…